Май 28

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Рассматривается разработка учебного занятия с использованием современных образовательных технологий. Дисциплина: Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности.

Форма учебного занятия: лабораторная работа. Выполняя лабораторную работу, студенты закрепляют теоретические знания, полученные на лекции, формируемыми на практике умениями – необходимо обоснованно выбрать, с учетом технических и экономических критериев, модель ключа, которая будет использована в устанавливаемой системе защиты. Выполнить установку защиты с соблюдением технических и технологических требований необходимых для установки системы защиты “Автоматическая защита Guardant”, подготовить защищенную программу с использованным ключом защиты к передаче заказчику. Оформляя и защищая отчет по лабораторной работе учащиеся получают навыки оформления технической документации.

Ход занятия: Лабораторное занятие состоит из трех структурных элементов: вводная часть, основная часть и заключительная.
Вводная часть. Тема занятия – Аппаратные ключи защиты серии Guardant, как средство защиты программного обеспечения от несанкционированного использования. Без аппаратного ключа Guardant или его программного аналога ключа Guardant SP, программное обеспечение (ПО) можно скопировать на другой компьютер, но на другом компьютере ПО работать не будет. Первая стадия (фаза) – вызов. Задача первой стадии и деятельность преподавателя активизировать, заинтересовать обучающегося, мотивируя его на дальнейшую деятельность, помочь вспомнить обучаемому те знания, которые у него уже есть, либо сформировать ассоциации по изучаемому вопросу, что должно стать важным активизирующим, мотивирующим фактором для дальнейшей работы. На первой стадии: обучаемый не только «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу или делает предположения на этот счет, но и систематизирует информацию, имеющуюся по теме до её изучения, задаёт вопросы преподавателю, на которые хотел бы получить ответ. Согласно учебному плану дисциплины лабораторная работа выполняется обучаемыми после выполнения ими лабораторной работы по аппаратным ключам защиты семейства Hasp [1], что позволяет учащимся вспомнить общие подходы к методикам использования программно-аппаратных средств для защиты ПО, использование аппаратных ключей для защиты приложений различного назначения. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается и записывается обучаемым, обсуждается с преподавателем и другими обучающимися, работа ведётся индивидуально – в группах.
Основная часть. Перед началом лабораторной работы обучаемому следует ознакомиться с инструкцией проведения работы, позволяющей реализовать защиту с использованием ключа той марки, которую выбрал обучающийся для защищаемого приложения. Выполняя работу, обучаемый может реализовать привязку приложения к ключу, используя автоматическую защиту готовой программы или воспользоваться встраиванием функций Guardant API в исходный код приложения или предложить решение, базирующееся на комбинации этих методов. Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На второй стадии обучаемый непосредственно работает с информацией. Для ведения записей обучаемыми могут использоваться не только традиционные бумажные носители информации, но и электронные средства фиксации информации (электронные текстовые редакторы, табличные процессоры и т.д.), что позволяет более эффективно подготовить отчет о проделанной лабораторной работе в электронном виде. «Студенты, сотрудники и преподаватели вузов могут использовать в своей работе общедоступные облачные сервисы хранения данных» [2]. Используемые преподавателем приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность обучаемого, сделать его чтение или слушание осмысленным. Деятельность педагога на этой стадии: заключается в поддержании интереса обучаемых к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение обучающихся от знания «старого» к знанию «новому». Вывод: на данном этапе происходит непосредственный контакт с новой информацией, работа обучаемых ведётся индивидуально или в группах.
Заключительная часть. Подведение общих итогов занятия, оценка результатов работы обучаемых, ответы на вопросы, рекомендации преподавателя по устранению пробелов в знаниях и умениях обучаемых. В заключительной части обучаемым предлагается пройти компьютерное тестирование по теме выполненной лабораторной работы. «Современные компьютерные системы тестирования: 1. должны обеспечивать адекватную оценку уровня знаний тестируемого; 2. желательно минимизировать время тестирования, так как длительное время тестирования утомляет людей, сдающих тесты»[3]. В инновационном варианте могут использоваться тесты, построенные с использованием адаптивной методики. «Тесты, построенные по адаптивной методике, позволяют сократить число вопросов, а, значит, и время, затрачиваемое на тестирование, для сильных учащихся, дающих правильные ответы на вопросы в начале тестирования»[4].
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии полученная обучающимися информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Деятельность преподавателя: обучающиеся возвращаются к первоначально сделанным записям – вносят изменения и дополнения. Преподаватель может предложить обучающимся творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Формы и методы применяемых технологий: Технология развития критического мышления. Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, для того, чтобы можно было применять полученные результаты не только к стандартным, но и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Критическое мышление развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, обоснованно и взвешенно принимать независимые и продуманные решения, оптимальные для анализируемой ситуации.
Преимущества технологии: Повышается ответственность обучаемых за качество собственного образования. Обучаемые развивают практические навыки работы с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию. У обучаемых формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления полученного опыта, идей и представлений, эффективно развивается системное логическое мышление. Обучаемые развивают творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми (умение работать индивидуально и в малых коллективах).
Ознакомиться с полным текстом представленной работы можно, загрузив файл http://mctrewards.ru/files/metodika-lab-pasoib.pdf.

Список использованной литературы:
1. И.В. Ананченко. Кафедра системного анализа. Методические указания. Санкт-Петербург. 2012. Использование ключей серии HASP HL для защиты информации. Защита программного обеспечения. http://www.mctrewards.ru/files/hasp-lti-gti.zip (Доступно для свободной загрузки)
2. Облачные технологии в высшем образовании. Ананченко И.В. Современные наукоемкие технологии. 2015. № 5. С. 48-52.
3. Современные компьютерные системы контроля знаний учащихся. Ананченко И.В., Шапаренко Ю.М. Символ науки. 2015. № 6. С. 250-253.
4. Классификация компьютерных систем тестирования знаний учащихся. Ананченко И.В. Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-2. С. 210-213.

© И.В. Ананченко, 2016


Поделитесь статьей со своими друзьями
Общайтесь со мной:
comments: Closed

One Response to “ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»”

  1. http://os-russia.com/SBORNIKI/KON-112-1.pdf
    УДК 37
    Ананченко Игорь Викторович
    канд. техн. наук, доцент Университет ИТМО,
    доцент СПбГТИ – ТУ
    г.Санкт – Петербург, РФ
    E – mail:igor@anantchenko.ru
    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОГРАММНО – АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
    стр. 154-156

    СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ
    Сборник статей
    Международной научно-практической конференции
    18 мая 2016 г.
    Часть 1
    Пенза
    МЦИИ «ОМЕГА САЙНС»
    2016



Pings responses to this post