Ноя 17

Текущая информация. Лучший мобильный интернет в Украине и д.р.

В этой подборке разная информация прошедшей недели: Статья для сборника научных трудов, откорректированный список тем курсовых работ ПАСОИБ для групп ИБ-528 и ИБ-529, возможность установить Visual Studio Professional 2013 бесплатно для студентов и преподавателей в рамках программы DreamSpark, лучший мобильный интернет в Украине от Киевстар и другая информация.

Обзор начну с ссылки на ресурс сети Интернет. Лучший мобильный интернет в Украине, по оценкам независимых экспертов, предлагает компания Киевстар. «Киевстар» (укр. Київстар) — украинский телекоммуникационный оператор. Основана в 1994 году. Предоставляет услуги мобильной связи с 1997 года. Оператор Киевстар имеет 5 сетевых кодов — 67, 68, 96, 97, 98 (до 14 октября 2009 года 067, 068, 096, 097, 098), а также номерные емкости в стационарной телефонной сети многих городов Украины. Телефонные номера в международном формате имеют вид +38067xxxxxxx, +38068xxxxxxx, +38096xxxxxxx, +38097xxxxxxx, +38098xxxxxxx. «Киевстар» обслуживает около 27 млн абонентов (по состоянию на 1 марта 2013). Сеть «Киевстар» охватывает все крупные и малые города и более 28 тыс. сельских населенных пунктов, все основные национальные и региональные трассы, большинство морских и речных побережий Украины, обеспечивая покрытие территории, где проживает 99 % населения Украины. «Киевстар» предоставляет услуги EDGE/GPRS на всей территории своего покрытия Украины. Роуминговые услуги компания «Киевстар» предоставляет в сетях 326 зарубежных операторов в 195 странах на 5 континентах мира.

Следующая информация. Воспользуйтесь преимуществами участия в программе DreamSpark – установите Visual Studio Professional 2013 – получил информационное письмо с таким текстом. Цитирую:

“Выполните обновление одним из первых. Воспользуйтесь преимуществами участия в программе DreamSpark – установите Visual Studio Professional 2013. Благодаря новому набору великолепных функций Вы сможете создавать современные приложения, использующие весь потенциал последней версии Windows (Windows 8.1). При этом поддерживаются все устройства и службы на любых платформах Майкрософт. Visual Studio 2013 — интегрированный продукт, с которым не сравнятся другие версии.”

Следующая информация

Статья авторов И.В. Ананченко и А.А. Мусаева “ Использование облачных сервисов в учебном процессе” будет опубликована в сборнике научных трудов «НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ». Получено подтверждение от организаторов конференции

Ананченко И.В., Мусаев А.А. СПбГТИ(ТУ) г. Санкт-Петербург
Использование облачных сервисов в учебном процессе

Рассмотрим возможности использования облачных технологий в организации обучения студентов, оценим, какие преимущества может дать использование облачных технологий и почему их использование видится эффективным с учетом организации проведения современного учебного процесса.
В настоящее время изучение практически любой дисциплины, в независимости от того, является ли она технической или гуманитарной, проводится с использованием современной компьютерной техники. Вычислительная техника позволяет не только проводить сложные расчеты, но и обращаться посредством глобальной сети Интернет к разным информационным ресурсам, используемым учащимися в процессе изучения того или иного предмета. Развитие компьютерных технологий способствовало созданию специалистами в своих предметных областях большого числа прикладных программных продуктов, которые используются или потенциально могут использоваться в ходе учебного процесса. Отметим, что разрабатываемое прикладное программное обеспечение (ПО), как правило, разрабатывается для использования на современных компьютерах, без учета того факта, что в учебных заведениях установлены не только современные компьютерные классы с новейшим оборудованием, но и продолжающие функционировать учебные классы с устаревающим компьютерным оборудованием. Не редко встречается ситуация, когда преподаватель располагает специальными учебными программами для читаемого им курса, но не может их установить, так как сделать это не позволяет тип установленного в учебном классе компьютерного оборудования.
Проблемная ситуация несколько иного плана может возникнуть тогда, когда для читаемой дисциплины предусмотрено выполнение студентами лабораторных работ, но оказывается проблематично обеспечить для студентов современные рабочие места в учебных классах в удобное для учебы студентов время, так как учебных классов с мощной компьютерной техникой не хватает, а возможностей старой компьютерной техники не достаточно для выполнения лабораторных работ. Использование облачных технологий позволяет с большим или меньшим успехом решить названную проблему. Подавляющее большинство компьютерных классов учебных заведений используют локальную сеть, позволяющую обращаться к корпоративной сети учебного заведения, в том числе использовать ресурсы частного облака, если оно создано, а так же к глобальной сети Интернет (возможность использования ресурсов публичного и/или гибридного облаков).
Возможность предоставить каждому учащемуся по виртуальной машине в облаке, позволяет абстрагироваться от мощности ресурсов того компьютера, с помощью которого учащийся, с использованием протокола удаленного рабочего стола (RDP), подключается к виртуальной машине. Мощности даже далеко не самых современных компьютеров вполне достаточно для того, чтобы отображать удаленный рабочий стол. На скорость работы оказывают более сильное влияние медленные каналы связи, используемые для связи с виртуальными машинами, размещенными в облаке, а так же недостаточная производительность самой виртуальной машины, если для ее работы на сервере выделено недостаточно ресурсов.
Использование виртуальных машин более эффективно, когда они не просто размещены на отдельных серверах, но находятся в единой среде частного облака, так как тогда реализуется возможность централизованного управления ресурсами. Для развертывания и решения задач, связанных с управлением частным облаком, можно воспользоваться System Center 2012 (R2).
Отметим ряд задач характерных именно для учебного процесса, которые могут успешно решаться с использованием технологии серверной виртуализации:
1. Обеспечение доступа учащихся к компьютерным ресурсам во внеурочное время. Студенты должны быть обеспечены доступом к компьютерной технике не только во время учебных занятий в классе, но и во внеурочное время (написание отчетов по лабораторным работам, подготовка рефератов, курсовых, выполнение домашних заданий и т.д.). В настоящее время практически все студенты имеют свои собственные компьютеры (стационарные и/или мобильные) подключенные к сети Интернет (стационарное подключение, подключение с помощью модема сотовой связи, Wi-Fi и пр.). Мощности практически всех используемых компьютеров вполне достаточно для того, чтобы можно было использовать их в качестве терминалов для подключения к удаленным сервисам, но не все компьютеры достаточно производительны для того, чтобы на них установить программное обеспечение, используемое в учебном процессе. Заметим, что в ряде случаев установка программного обеспечения учащимися на их личные компьютеры, даже если это позволяют сделать технические характеристики компьютеров, может быть не целесообразна по ряду причин. Отметим две из них. Первая – затрудненный контроль за тем, как будут использовать студенты лицензионное программное обеспечение (например, установка ПО на большее число компьютеров, чем разрешено лицензией, передача серийных регистрационных номеров третьим лицам и т.д.). Вторая – недостаточная квалификация студентов (особенно студентов первого курса) для установки сложного программного обеспечения. Разнотипная конфигурация аппаратной части компьютера, наличие программного обеспечения от других производителей (конкурирующего за ресурсы), ограничения антивирусных систем и программ защиты, все это делает порой процесс установки нового программного обеспечения не простой задачей даже для специалиста.
2. Обеспечение доступа студентов к одному или нескольким виртуальным компьютерам с правами администратора, в рамках выполнения лабораторных работ по ИТ-технологиям. Использование не виртуальной среды, когда студенты выполняют лабораторные и практические работы по системному администрированию на физических компьютерах, связано с несколькими возможными проблемами. Во-первых, если предоставлены полные права на администрирование, то, студенты, не имеющие опыта работы системного администратора, будут периодически выполнять ошибочные действия, требующие серьезной перенастройки компьютеров администратором учебного класса, вплоть до переустановки операционной системы и прикладного программного обеспечения. Во-вторых, если учебный стенд включает в себя несколько компьютеров (например, лабораторная работа по установке контроллера домена и последующему конфигурированию локальной сети), то не каждое учебное заведение может позволить себе по финансовым причинам предоставить классы с таким числом компьютеров даже для небольших учебных групп. Использование виртуальных облачных сред позволяет успешно решать названные проблемы.
3. Возможность остановки и сохранения состояния виртуальных машин студентов, на которых учащиеся выполняют лабораторные работы, позволяет более гибко проводить учебный процесс. При использовании виртуальных машин нет необходимости планировать сдвоенные учебные пары занятий для продолжительных по времени лабораторных работ, процесс развёртывания и конфигурирования программного обеспечения которых на физической машине не позволяет выполнить остановку и возобновление работы на следующем занятии.
4. Для студентов, изучающих компьютерные дисциплины, в настоящее время учебными заведениями предлагается обширная программа, включающая в себя изучение различных операционных систем и прикладного программного обеспечения, которое может быть достаточно ресурсоемким, процесс его установки на физические компьютеры в учебном классе занимает значительное время. Подготовка учебного класса для занятий может занимать несколько часов работы системного администратора. Кроме того, необходимость установки и удаления ПО не позволяет оперативно вносить изменения в план учебных занятий. Если компьютерный класс представляет собой фактически класс терминалов для работы с облачными ресурсами, то названной проблемы не возникает. Однако следует отметить, что использование виртуальных машин, функционирующих в облаке, предъявляет повышенные требования к качеству связи. При отсутствующем соединении или соединении с сетью не надлежащего качества, не позволяющим работать с облаком, выполнение лабораторных и практических занятий основанных на использовании виртуальных машин будет не возможно. С учетом этого, у преподавателей проводящих занятия с учебными группами, когда учебный процесс предусматривает работу с облачными ресурсами, должен быть альтернативный план проведения занятия в том случает, если работа с облаком невозможна по тем или иным причинам.
Рассматривая возможность использования облачных решений в учебном процессе, следует отметить возможные сложности внедрения. Преподаватель читаемой студентам дисциплины, специалист своей прикладной области, но он не всегда имеет достаточную квалификацию для того, чтобы управлять облачными ресурсами в рамках поставленной задачи по обеспечению учебного процесса. Системный администратор обладает надлежащей квалификацией и может выполнять все необходимые технические действия по администрированию в полном объеме. Однако без команды преподавателя выполнять действия по оперативному обеспечению учебного процесса не может, т.к. не проводит учебный процесс и не знает, какие виртуальные машины для решения текущих учебных задач могут должны быть запущены или остановлены. Частично задачи по самообслуживанию работы с виртуальными машинами могут быть возложены на преподавателя, если системный администратор разрешит использовать ему для управления штатный инструментарий, входящий в System Center 2012, а, именно, System Center 2012 App Controller. Следует заметить, что System Center 2012 App Controller может быть достаточно сложным для преподавателя, не имеющего углубленной подготовки по работе с вычислительной техникой и базовыми навыками работы с облачными сервисами.
Видится целесообразным разработка специализированой системы, позволяющей автоматизировать основные операции по работе с виртуальными машинами, используемыми в учебном процессе [1]. Кроме использования специализированного веб-интерфейса для доступа к системе управления администрированием виртуальных машин со стационарных компьютеров и мобильных устройств, целесообразно использование альтернативных форматов передачи команд управления. Например, в плане обеспечения автоматизации учебного процесса предоставить возможность преподавателю отправлять электронное письмо на специальный почтовый адрес. В отправленном письме содержится формализованное (т.е., записанное с использованием специальных правил) требование на операцию с виртуальными машинами. Кроме перечня управляющих команд в письмо должна быть включена информация, позволяющая однозначно аутентифицировать пользователя, отправившего требование на использование облачных ресурсов. Второй перспективный вариант передачи требований – использование сообщений (sms), передаваемых с использованием систем сотовой связи. Приходящие запросы в виде sms сообщений и электронных писем должны обрабатываться специально разработанными модулями. Затем информация передается для выполнения, фактическое выполнение реализуется с использованием управляющих скриптов Power Shell.

Литература
1. Ананченко И.В., Гайков А.В., Мусаев А.А. Технологии слияния гетерогенной информации из разнородных источников (DATA FUSION). //Известия СПбГТИ(ТУ) – СПб, 2013.

——–

Последняя тема этого поста – дополнен список тем по предмету ПАСОИБ для студентов групп ИБ-528 и ИБ-529.

17-11-2013 Темы курсовых работ

1. Защита программного обеспечения программно-аппаратными ключами марки HASP HL Pro (Басов И.С. ИБ-529)
2. Защита программного обеспечения программно-аппаратными ключами марки HASP HL Basic (Растегаева Е.А. ИБ-529)
3. Защита сетевого программного обеспечения программно-аппаратными ключами марки HASP HL Net (Махетов М. А. ИБ-529)
4. Лизинг программного обеспечения с использованием технологии защита программного обеспечения программно-аппаратными ключами марки HASP HL Тime(Попов В. Б. ИБ-529)
5. Лизинг сетевого программного обеспечения с использованием технологии защита программного обеспечения программно-аппаратными ключами марки HASP HL ТimeNet. Тулякова А.И. ИБ-529
6. Обеспечение конфиденциальной работы с электронной почтой на основе электронных цифровых сертификатов, хранящихся в защищенных носителях аппаратных ключах серии e-token.(Иванова А.К. ИБ-529)
7. Обеспечение конфиденциальной работы с электронной почтой на основе электронных цифровых сертификатов, хранящихся в защищенных носителях аппаратных ключах серии ru-token.(Котяхова А.Ю. ИБ-529)
8. Защита программного обеспечения комплекса, исполняемая программа формата ex4 и вызываемая ею библиотека dll, ключами серии HASP Нl.
9. Защита программного обеспечения комплекса, исполняемая программа формата ex4 и вызываемая ею библиотека dll, электронными ключами HASP Sl.
10. Защита программного обеспечения программно-аппаратными ключами марки SENTINEL (Константинова Е.А.) [методичка переделать с 5-й версии на 7-ю]
11. Реализация защищенного доступа к интернет сайту с использованием аппаратного ключа Рутокен Web. (Инголов Николай).
12. Развертывание VPN сетей, использование ключей серий eToken и ruToken для усиления защищённости VPN сети. (Майков Николай)
13. Использование электронной цифровой подписи при работе с электронными услугами (Госуслуги, Универсальная электронная карта) (Соломенников А.В)
14. Защита программного обеспечения с использованием программных ключей (HASP SL и GUARDANT SP). Клячин А.В. 529-ИБ
15. Программы анализа хешей паролей. (C&A и др.) Кузнецов Д.
16. Установка и настройка Центра сертификации, использование ключей eToken в домене Windows 2008R2 (или Windows 2012). Рогачев С.В. 529-ИБ
17.Сопровождение функционирования Центра сертификации, повышение защищенности систем на основе Windows 2008R2 (или Windows 2012). Черепов Н.П.
18. Использование аппаратных токенов (eToken, ruToken) для работы с электронной цифровой подписью (ЭЦП). Наконечная Е.Д.
19. Использование аппаратных токенов (eToken, ruToken) для защиты информации в базах данных (СУБД MS SQL Server и др.). Грицай Н.А. ИБ 528
20. Инфраструктура открытых ключей PKI, взаимодействие с аппаратными токенами (eToken, ruToken).
21 Использование аппаратных токенов (eToken, ruToken) для защиты контента вебсерверов.
22. Использование аппаратных ключей для защиты электронных книг. Шестопалов И.В ИБ-529
23 Использование аппаратных и программных ключей для защиты мультимедийного контента.(Шеванов А.В ИБ-529)

Поделитесь статьей со своими друзьями
Общайтесь со мной:
comments: Closed

Comments are closed.